Даже самый сплочённый коллектив может пострадать от одного «предателя». И дело не только в инсайдерах, действующих в корыстных целях, или «токсичном» персонале, о котором шла речь в предыдущей статье. Существует множество категорий работников, неспособных к адекватному выполнению задач на текущем месте. Это далеко не всегда означает, что представитель подобной группы – лентяй или бездарь. Причины скрыты в «человеческом факторе»: неправильном выборе профессии, либо в невозможности продуктивно трудиться в конкретном виде бизнеса.
Своевременно обнаружив такой персонал, руководитель сократит издержки и значительно повысит эффективность компании, проведя реорганизацию штата. Однако для начала нужно обнаружить «слабое звено», а сделать это не всегда просто.
Основная ошибка при решении кадрового вопроса – действия в угоду личным предпочтениям. Ну не нравится боссу менеджер Петя или бухгалтер Маша. Переходя на уровень личных симпатий, руководитель начинает искать повод, к чему бы придраться. И выживает сотрудника из коллектива, либо увольняет его без длительных разбирательств. Подобные решения на практике оказываются контрпродуктивными, и под «репрессии» попадают если не потенциальные лидеры отделов, то, как минимум, ответственные трудяги, способные принести серьезную прибыль.
Обезопаситься от самоубийственных решений можно, руководствуясь исключительно голыми фактами и цифрами. Увольнять работника просто так – глупо. Поводом к сокращению должен быть серьезный недочет в работе или нарушение трудовой дисциплины. Обнаружить факторы, влияющие на продуктивность труда, проанализировать активность персонала, подготовить детальную аналитику и бекграунд для принятия взвешенных решений помогают комплексы мониторинга персонала. Такие, как «Стахановец».
Если вынести за скобки токсичный персонал, всевозможных «кротов» и лентяев, останутся две категории сотрудников, которые приносят больше вреда, чем пользы.
Первая из них – патологические лжецы. Они обманывают из корыстных побуждений, перекладывая работу и ответственность на других, и изо всех сил стараются сформировать имидж «доброго и пушистого» Д’Артаньяна в среде злобных гвардейцев кардинала. Для руководителя любого ранга такие хитрецы – гарантированные проблемы, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Их злонамеренные действия становятся причиной увольнения ответственных коллег. А ложь в общении с партнерами и клиентами ведет к срывам контрактов, потере денег и безвозвратно испорченному имиджу.
Найти таких работников можно, четко распределив зоны ответственности и сформировав логичные алгоритмы работы. Этот шаг позволит поэтапно разобрать любую внештатную ситуацию и провести детальное расследование инцидента. Ну а доказательства лжи поможет обнаружить детальное изучение общения во всех каналах коммуникаций.
Вторая категория – «любители езды по граблям». Есть такие «белые воротнички», которым претит сама идея обучения чему-то новому. Они не готовы менять модели выполнения задач на более продуктивные, потому что привыкли действовать по одному шаблону. Даже ошибки в работе у них всегда одни и те же.
Для этих людей «синдром утенка» — норма жизни. Современные технологии, новые эффективные способы решения задач, исправление недочетов в работе, будут игнорироваться, ведь в голове засела неистребимая мысль о том, что есть только один верный способ выполнения задач, а все остальное – ересь.
Такой персонал существенно тормозит развитие бизнеса. KPI замирает на одном уровне, все поручения выполняются с одними и теми же ошибками, простейшие вещи постоянно переделываются и исправляются. А компания теряет время и деньги.
Чтобы узнать, кто в компании не готов учиться, необходимо провести исследование моделей работы персонала. Применение устаревших практик, которые уже давно усовершенствованы коллективом, явный признак сотрудника, не желающего развиваться. Особенно ярко такие персонажи выделяются на фоне коллектива при внедрении новых алгоритмов ведения дел или инноваций. В то время как большая часть компании осваивает современные технологии и продуктивные способы выполнения задач, конформисты с завидным упорством продолжают действовать старыми методами.
Любой работодатель, рано или поздно, сталкивается с вопросом сокращения штата. К несчастью, избежать этой процедуры невозможно. И главная задача руководителя – не навредить, поддавшись эмоциям и проигнорировав объективные факторы.
Любая оптимизация бизнеса должна основываться на логике и сухих цифрах, собрать которые могут системы аналитики действий персонала.