Мониторинг сотрудников – очень популярный инструмент среди кризис-менеджеров, консультантов, бизнес тренеров и управленцев, только что занявших вакантную позицию в руководстве компании. Причиной такой востребованности служит одна прописная истина: доверяй, но проверяй. Приходя в новый коллектив, особенно на временную позицию, с четкой задачей – вывести компанию из стагнации и увеличить эффективность бизнеса, любой грамотный руководитель, в первую очередь, занимается вопросом «человеческого фактора». Все ли сотрудники эффективны? Не работают ли они на конкурентов? Нет ли воровства в компании? Грамотно ли выстроены процессы внутри компании?
На данном этапе ни у кого не возникает сомнений в эффективности мониторинга, но стоит только из «временного» сотрудника превратиться в «постоянного» и в действие во всей красе вступает «Стокгольмский синдром». Сложно поверить, что симпатичная секретарь Маша, с которой была выпита ни одна чашка кофе, ежедневно сливает базы данных конкурентам. А менеджер Петя, сказавший такой воодушевляющий тост на корпоративе, уже давно работает не за премии, а за откаты.
Как только появляется привязанность к персоналу, мониторинг работы сотрудников становится неким символом недоверия. А, значит, возникают сомнения в его эффективности и необходимости. Но так ли это на самом деле?
Миф 1: достаточно временно внедрить мониторинг, и проблема будет решена
Это самый распространенный миф как среди кризис-менеджеров, так и руководителей, только что принявших бразды правления. Бытует ошибочное мнение, что достаточно некоторое время жестко контролировать персонал, найти «паршивую овцу», публично наказать и все сразу начнут работать на благо любимой компании.
Однако, на практике ситуация гораздо сложнее. Во-первых, никто не отменял текучку кадров. Любой новый сотрудник – потенциальная зона риска, никто не знает, что у него в голове. Всегда остается шанс, что именно новички, не заставшие систему контроля, будут вносить элемент хаоса в коллектив. Например, решив быстро подзаработать и взять откат, или проводя большую часть времени, переписываясь с друзьями в социальных сетях. Как известно, любое регулярное нарушение рабочей дисциплины рано или поздно выльется в огромные проблемы. У нарушителя очень быстро найдутся сообщники и компания в считанные месяцы скатиться в «домониторинговое» состояние.
Другая сторона медали – увольняющиеся сотрудники. Как только человек решил сменить место работы, его лояльность к работодателю начинает резко стремиться к нулю. Исследования демонстрируют: более 90% персонала крадут информацию, и 50% делают это перед увольнением. Причем «портфолио» может содержать такие интересные вещи, как: коммерческую документацию, базы клиентов, финансовую документацию, новые разработки и другую интеллектуальную собственность. Оставляя эту группу риска без контроля, компания сильно рискует финансами и имиджем.
Вторая проблема – человеку свойственно забывать, особенно о контроле. «Ветеранам» корпоративного труда понадобится от трех месяцев до полугода, чтобы полностью выкинуть из головы воспоминания о мониторинге. После отказа от программ контроля, сотрудники обязательно попробуют расширить рамки своей свободы, и если первый эксперимент пройдет удачно, с каждым разом дисциплина будет нарушаться все сильнее и сильнее. Ведь даже зная о наблюдении, сотрудники все равно с завидной регулярностью «тестируют» степень и глубину контроля, в надежде найти лазейку. И, если нарушение трудовой дисциплины проходит безнаказанно — оно превращается в норму.
Миф второй: у нас маленькая компания и все на виду
Именно маленькие компании с устоявшимся коллективом находятся в основной зоне риска. Тесные межличностные связи, атмосфера сплоченности и доверия может сыграть очень злую шутку. Любое нарушение корпоративной этики становится нормой, сотрудники покрывают друг друга. А главное, любой новый работник, имеющий отличный взгляд на вещи, будет сломлен коллективом, либо уволится.
Очень часто руководство компании также не может объективно оценить ситуацию из-за тесных дружеских связей с персоналом.
В такой компании ситуация рано или поздно станет неконтролируемой. Начнется работа не за премии, а за откаты, конкуренты получат целый набор инсайдеров, а многие просто перестанут выполнять должностные обязанности, коротая рабочее время за играми и фильмами. Неминуемый итог – кризис и банкротство.
Сплоченный дружный коллектив полезен для развития бизнеса. При правильно выстроенных связях и здоровой атмосфере сотрудники будут спокойно относиться к переработкам, помогать «отстающим» коллегам, и поддерживать друг друга в сложных ситуациях.
Однако чтобы дружба не переросла в тотальное сокрытие неприглядных фактов, вседозволенность и анархию, жизненно важно держать ситуацию под контролем и не допускать массовых нарушений рабочей дисциплины. Мониторинг и грамотно построенная политика взаимоотношений в компании помогут бизнесу создать максимально комфортную атмосферу труда.
Миф третий: нас спасет сисадмин
История Сноудена наглядно иллюстрирует: если есть проблемы, системный администратор гарантированно будет в них вовлечен.
Зачастую, толчком к внедрению систем мониторинга и контроля персонала являются подозрения в работе на конкурентов, взятках или откатах. В идеальной ситуации, на острие защиты информации должен быть сисадмин. И он должен первым забить тревогу. В среднестатистическом офисе очень сложно сделать что-либо без ведома системного администратора, ведь именно у него есть доступ ко всем компьютерам и системам передачи данных.
И если у руководителя появились подозрения в недобросовестности сотрудников, а сисадмин молчит, есть два варианта: или он не в курсе, или он в доле.
В ситуации, когда доверие к системному администратору пошатнулось, необходимо разворачивать систему мониторинга в обход IT отдела, который также должен оказаться «под колпаком». Кроме того, стоит хранить полученную информацию за периметром организации, ограничив круг лиц, имеющих к ней доступ.
Оптимальное и очевидное решение подобной задачи — использование систем мониторинга с облачным хранилищем баз данных. Во-первых, развернуть комплекс гораздо проще: не понадобится настройка собственного сервера и привлечение системного администратора. А, во-вторых, знать о мониторинге и иметь доступ к полученным данным будет исключительно руководитель.