Что ждет бизнес после пандемии и как изменится рынок? Этот вопрос актуален для руководителей по всему миру.
Исследователи пытаются оценить текущую динамику и предсказать, какие кардинальные изменения поджидают компании после окончания карантинных мероприятий. Чтобы сформировать «картину мира», мы проанализировали статистику, собранную Российскими компаниями, а также данные соседей из стран СНГ и Европы.
Удаленная работа
Компания ENSO провела опрос с целью выяснить, как работает большой, средний и малый бизнес в России в условиях эпидемии. Как оказалось, более 72% компаний перевели сотрудников на удаленный режим работы. 17% бизнеса работают в обычном режиме. И 10% — вынуждены были ввести нерабочие дни для персонала.
Эти данные подтверждает более ранняя статистика, собранная РБК. По их информации 91% работодателей планируют перевести персонал на «удаленку». А 39% уже изменили формат работы на «home office», с сохранением 100% заработной платы.
Особый интерес представляет подход к охране здоровья работников: 37% респондентов отметили, что были вынуждены оперативно изолировать сотрудников, которые посещали страны, попавшие под удар короновируса. При этом 26% отправляли на карантин весь персонал, побывавший в любых поездках за границу.
Учитывая, что многие эксперты в области эпидемиологии прогнозируют вторую вспышку пандемии, которая может наступить после отмены карантинных мероприятий, возникает логичный вопрос: станет ли практика самоизоляции «командировочных» обязательной на ближайшее время? И как долго бизнес будет вынужден придерживаться противовирусных мер? Ведь по разным оценкам «длинный хвост» COVID-19 будет преследовать человечество от нескольких месяцев до нескольких лет. В любом случае, избежать глубоких изменений в процессах организации труда и обеспечения безопасности персонала не получится. И стоит быть готовым к тому, что ответственность за жизнь и здоровье работников, а также штрафные санкции за несоблюдение мер безопасности будет возложена на плечи работодателей.
Мир поменяется и для работников. Первая ласточка – исследование Gartner. Многие руководители успели распробовать все преимущества удаленной работы. 74% директоров, после окончания пандемии, готовы перевести 5% персонала на постоянную удаленную работу. Еще четверть руководителей мыслит глобально и считает, что 20% и более работников будут лучше справляться с задачами из дома.
На первый взгляд цифры не выглядят «революционными», но, как известно, спрос рождает предложение. По данным «Работа.ру», которые сравнили «мартовские-апрельские» резюме кандидатов с аналогичным периодом прошлого года, интерес к удаленной работе увеличился на 246%. При этом количество вакансий, с предложением именно такого формата сотрудничества, по стране выросло на 71%.
В этом аспекте как никогда актуальна статистика, собранная компанией «Стахановец» в рамках «докризисного» исследования эффективности удаленной работы и лояльности сотрудников.
Около 70% удаленных работников довольны своей работой, и только 55% работников в офисе удовлетворены своей должностью.
Интересно мнение сотрудников, которым приходится, по тем или иным причинам, работать только в офисе. Оказывается, около 80% такого персонала были бы более лояльными, если сами смогли выбирать локацию для работы. А около 30% — готовы поменять работу из-за недостатка гибкости. При этом многие согласятся получать зарплату на 5-10% меньше, если им разрешат работать из дома.
Основные причины, по которым удаленные работники отказались от офиса (выбор был возможен из нескольких вариантов): улучшение баланса между работой и личной жизнью (91%), повышение производительности труда / повышение концентрации внимания (79%), снижение стресса (78%) и отказ от поездок на работу (78%).
Любой бизнес-вопрос стоит измерять осязаемыми величинами – деньгами. И лояльность – не исключение. Среди удаленных работников текучка кадров на 25% меньше. Кроме того, удаленный персонал планирует остаться на своей нынешней работе в течение следующих 5 лет на 12% чаще, чем их офисные коллеги.
Лояльность легко пересчитывается в материальную субстанцию – деньги. Например, затраты на подбор персонала могут составлять от 15 до 25% годового оклада работника. В среднем, сотруднику требуется от 8 до 28 недель, чтобы стать продуктивным и начать приносить прибыль компании. Среднестатистический бизнес теряет от 1% до 2,5% от общей выручки за время, необходимое для обучения новичков. При этом на закрытие вакантной позиции требуется около 2-х месяцев, в течение которых часть процессов или стоит, или распределяется между другими работниками, с соответствующим увеличением нагрузки и падением качества реализации задач.
Повышая лояльность и снижая текучку кадров, компания начинает существенно экономить на HR-подразделении, и решает стратегические вопросы управления персоналом.
Несмотря на то, что удаленная работа – перспективное направление, которое получило мощный толчок к развитию в условиях пандемии, есть ряд факторов, которые необходимо учитывать руководителям. Основные – защита информации и мониторинг эффективности труда. Но о них речь пойдет в следующей статье.