ГлавнаяБлогНадо ли контролировать творцов или как программисты колбасу ели

Надо ли контролировать творцов или как программисты колбасу ели

Надо ли контролировать творцов или как программисты колбасу ели

Не зря римляне говорили «времена меняются, с ними меняемся и мы». Раньше, когда мы предлагали наш Стахановец в различные компании, в ответ очень часто слышали «в нашей стране у компании, которая будет использовать подобный продукт нет перспектив, из нее разбегутся все работники». Но прошло полгода и хор таких голосов значительно поредел, да и говорят они уже немного другое — «у вас в принципе неплохая программа, но, к сожалению, к нашей специфике не применима». И вот на этом уже хочется остановиться подробнее.

Зачастую, даже опытному управленцу кажется, что он живет в идеальном мире, в котором действуют совсем не те законы, что в нашей суровой реальности. А реальность такого отношения к себе не прощает.

Возьмем, например, дизайнера. Всем известно, что творческого человека нельзя ограничивать, нельзя заставлять его работать с 9 до 18 в офисе, нельзя запрещать ему гулять по интернету. В общем, музу к компьютеру не пристегнешь, поэтому ему бедному остается заниматься вещами, к работе отношения не имеющими и ждать озарения. И вот, прождав 7 часов, к нему в голову вдруг приходит гениальная мысль и за час он выполнят работу. Шедевр готов!

А что в реальности? Сидит этот дизайнер у компа. Есть у него вдохновение? Да какое вдохновение, вчера поздно лег, в метро на ногу наступили, с девушкой проблемы… Как тут творить? И, чтобы развеяться, он лезет на один сайт, потом на другой, потом переписывается с друзьями на Facebook. Глядишь, и рабочий день идет концу. А задание не сделано… И тогда он, сделав над собой неимоверное усилие, творит НЕЧТО. Нет, не шедевр, а именно НЕЧТО. Что-то простое, банальное, примитивное, на уровне ученика шестого класса художественной школы. Начальство глянет на это, поморщится и либо примет работу так, либо отправит переделывать. Думаете, на следующий день что-то изменится? Конечно нет! И наш дизайнер в последние 40 минут рабочего дня будет ваять очередную поделку.
А как в этой ситуации поступал наш признанный классик Гоголь? Вставал за конторку (тогда стоя работали) и начинал водить пером по бумаге «что-то мне не пишется» выписывать. Один лист так испишет, другой, а там вдруг приходит рабочее настроение и из-под пера начинают выходить бессмертные ныне строки «Куда несешься ты, Русь?».

Помнится, году в 1987 у нас в школе висел плакат «гений — это на 1% талант и на 99% усердие». Конечно, и супер усердный графоман не сможет писать, как Гоголь, но сколько по российским городам и весям безумно талантливых, но ленивых литераторов, а все читают работящую Донцову.

А давайте скажем пару слов о программистах. Мне эта тема особенно близка, ибо в свое время я создал достаточно много кода и в изнанке этой профессии разбираюсь. И вроде профессия как профессия, вот только немало заблуждений относительно нее. Разберем два основных, влияющих на производительность труда.
Некоторые считают программистов творцами. То есть вдохновение — работа спорится, нет — сиди и жди музы. Это неправда, программисты скорее ремесленники, которые качественно и умело, повинуясь множеству правил, ваяют код.
Другие думают, что труд программистов легко нормировать, примерно как автомастерские. Там замена радиатора — три нормочаса, тут создание формы — три нормочаса. Неправда и это. Автомобили все стандартные, а в случае поломки меняется весь узел. А программы — сложный набор связанных между собой блоков, причем в каждом случае и блоки и связи свои. И если что-то не работает, то ошибку можно искать весьма долго. Поэтому предсказать сколько времени будет создаваться та или иная программа весьма затруднительно.

Таким образом, если вы просто поставите программистам задачу и будете ждать, когда у них будет вдохновение — потеряете деньги, потому что за вашу зарплату они будут играть в игрушки и ходить по сайтам. 
Попробуете нормировать программистов — потеряете деньги, поскольку в одних случаях они все быстро сделают и начнут играть в игрушки, а в других придут к вам и вполне обоснованно пояснят, почему задание нельзя выполнить в срок. Только теперь они сроки выполнения задания увеличат вдвое, относительно реальных трудозатрат.

Вывод, как всегда, прост — программисты должны работать все время после получения задания. Без поисков вдохновения. Без игр, чтения новостей и дискуссий на Хабре. Им платят за создание кода. А создать его можно только одним способом — написать. Руководителю же важно осуществлять контроль выполнения задач сотрудниками.

А чтобы закрыть тему программистов, я расскажу весьма давнюю историю, которая наглядно покажет, почему все средства стимулирования создателей кода, кроме прямого контроля, бесполезны.

В то время я работал простым программером в одном уже тогда крупном системном интеграторе. Владелец компании придумал хитрый ход для стимулирования сотрудников не спешить домой. В 8 часов вечера в столовой давали колбасу. Ее давали в больших количествах и разных сортов. Можно было взять кусок хлеба, полить его кетчупом, положить один толстый кусок, полить майонезом, положить другой, полить горчицей — положить третий. Какой там Биг-Мак, этот вечерний бутер был во сто крат вкуснее. Мы тогда были вчерашними студентами, в большинстве своем, не обремененные семьями, и остаться до 8 вечера на работе для нас не являлось проблемой. А вот работать так долго не хотелось. Поэтому честно доработав до 6, мы еще два часа играли по сети в Red Alert (кто не помнит, очень была популярная игра), потом кушали бутерброды и, мысленно поблагодарив хозяина за благотворительность, шли домой. Какой из этой истории вывод? Как бы вы хорошо людей не стимулировали, если за сотрудниками нет контроля, то все ваши стимулы вылетят в трубу.

И, кстати, на латыни стимул — это острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют быка, запряженного в повозку ;-) 

P.S. Поскольку писать на каждую профессию долго, а читать утомительно, то в следующем выпуске я представлю вашему вниманию табличку, в которой покажу что для каждой профессии необходимо мониторить и почему важно это делать. 



Тоже интересно
Смотреть всё
Jatoba и «Стахановец» подтвердили совместимость
Компании «Газинформсервис» и «Стахановец» завершили серию технических испытаний на совместимость.
18 ноября 2024
Changelog для «‎Стахановец 10»: рассказываем про функции v10.45
В свежей версии реализована полноценная работа на Linux: от установки серверной части до настроек комплекса. Кроме...
14 ноября 2024
Персональные данные: что это такое и как обеспечить их защиту
Статья с полной информацией о персональных данных в 2024 году. Расскажем, что относится к ПДн, какую ответственность...
11 ноября 2024