comf

Зона комфорта – капкан для бизнеса

Стив Джобс, перед выпускниками Стэндфордского университета произнес знаменитую фразу: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Она отлично иллюстрирует ситуацию в любом бизнесе. Пока собственник готов идти вперед напролом, готов рисковать – компания локомотивом мчится вперед. Но как только он входит в зону комфорта, дело оказывается в крутом пике.

Что такое зона комфорта? Все просто – это состояние психологической защищенности, стабильности и мнимой уверенности в завтрашнем дне. Оно подразумевает набор постоянных однотипных действий укладывающихся в привычные шаблоны. Как утверждают психологи, подобное мироощущение таит в себе огромную опасность, ведь человек начинает терпеть неудобства ради мнимой стабильности. Зона комфорта – негативное явление, поскольку мешает приобретению нового жизненного опыта.

Для бизнеса зона комфорта — синоним слова «застой», отсутствие положительной или отрицательной динамики. С одной стороны, все вроде бы идет нормально, с другой – нет потенциала для дальнейшего роста. А, как известно, отсутствие движения вперед рано или поздно приводит к регрессии.

Чаще всего в состояние «ничего больше не надо, все и так хорошо» первым входит собственник. Он доволен результатом, добился поставленных целей, персонал работает, что еще нужно для счастья? Можно переложить груз ответственности на руководителей высшего звена и спокойно почивать на лаврах, желательно где-нибудь в теплых странах. Одна проблема: ни один ТОП-менеджер не заинтересован в развитии чужого бизнеса настолько же сильно, насколько непосредственный владелец компании. Полное делегирование ответственности без непосредственного контроля – шаг к началу деградации дел.

Работники попадают в зону комфорта обычно благодаря попустительству руководства. Для среднестатистического труженика компании такое состояние характеризуется несколькими отрицательными факторами:

  • Отсутствие ответственности за результат (либо минимальная ответственность);
  • Отсутствие долгосрочных целей и перспектив;
  • Минимальный уровень напряжения для выполнения обязанностей;
  • Отсутствие контроля со стороны руководителя.

Проще говоря, подавляющее большинство задач или не выполняются или делаются некачественно, рабочее время расходуется на что угодно, кроме выполнения должностных обязанностей. Найти ответственного – невозможно. А в коллективе действуют негласные законы, по сравнению с которыми блекнет даже итальянская «Омерта»: своих не сдают, все грязные дела друг друга – прикрывают, как могут.

Боязнью руководителя выйти за рамки устоявшихся процессов и принять ряд непопулярных решений, которые могли бы в перспективе обеспечить серьезный рост эффективности бизнеса, манипулируют подчиненные, всячески подогревая ее. Для среднестатистического работника компания, превратившаяся в болото, отличное место для царствования: нет задач, нет ответственности, а главное – 8 часов рабочего дня, которые можно проводить так, как хочется, да еще и получая за это зарплату.

Отдых в зоне комфорта – смерть для бизнеса. Руководителю крайне важно выходить из нее самому и вести за собой людей, готовых ломать стереотипы. «Безрассудные» взвалив на плечи любую ношу, потащат бизнес вперед. Сытые и спокойные – балласт, который не сделает лишнего движения для достижения цели.

Как навести порядок?

Специалисты обычно советуют кардинальное решение: изменить внутренние правила работы в компании, а застрявший в зоне комфорта коллектив сократить, набрав на их место новых сотрудников. Подобные рекомендации, данные людьми со стороны, срабатывают далеко не всегда. Ведь босс привязался к своим подчиненным и не может поверить, что его сотрудники поголовно бездельничают или воруют.

Чтобы изменить ситуацию нужно посмотреть правде в глаза и начать принимать непопулярные решения. Главное из которых – внедрить систему мониторинга персонала. Это позволит выявить неэффективные процессы и модели работы внутри компании, реально оценить загруженность сотрудников и обнаружить потенциально опасных работников. Например, тех, кто привык проводить целые дни играя в компьютерные игры, продавать информацию, клиентские базы и товары со склада «налево» или решил, что «откаты» лучше зарплаты.

Конечно, внедрение подобных технологий контроля может вызвать негодование со стороны некоторых «трудяг». Но ведь цель, в данном случае, как раз вывести персонал из привычной зоны комфорта, мотивировать их развиваться дальше. Это лакмусовая бумажка, которая позволяет определить, кто в компании готов трудиться и идти вперед, а кто предпочитает получать зарплату, не совершая лишних телодвижений.

В компаниях, прочно вошедших в период «застоя», подобные действия всегда ведут к значительному сокращению штата. Часть работников уходит по собственному желанию, в поисках тепленького местечка, где бы они смогли продолжать дальше тратить рабочее время на игры и развлечения. Некоторых сотрудников руководитель увольняет без колебаний. Обычно это работники, пойманные на воровстве и мошенничестве.

Коллектив, переживший сокращения, крайне важно правильно мотивировать. Персонал, не замеченный в тотальном саботаже и присоединившиеся к ним новички должны получить серьезный материальный стимул двигать компанию вперед. Но достичь этой цели можно, только выйдя за рамки зоны комфорта. И во главе процесса всегда должен стоять собственник-руководитель.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Поделитесь своими комментариями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>