Промышленный или корпоративный шпионаж — один из способов заполучить важные данные для экономической выгоды. На сегодняшний день подобный вид конкурентной борьбы прочно вошел в повседневную реальность и существует как в среде крупного бизнеса, так и между небольшими компаниями.
Специалисты выделяют несколько основных способов атаки:
- Посягательство на информационные данные конкурента путем хищения кодов доступа;
- Внедрение инсайдера с целью кражи нужной информации;
- Удаленный взлом сети предприятия;
- Атака корпоративных сайтов с помощью вредоносного ПО.
Самый обширный пласт угроз – работа с нелояльным или уволенным персоналом. Сотрудники в период сокращения наиболее сговорчивы и готовы прихватить с собой конфиденциальные документы. Если же в компании отсутствуют бунтари, решившиеся пойти на риск, в дело вступает банальный подкуп. Достаточно предложить работнику на ключевой должности более высокую зарплату и заоблачные перспективы и в 9 случаях из 10 он быстро убежит на работу к конкуренту, забрав базы клиентов или другие важные файлы.
Особо опасной утечку данных делает имиджевый ущерб. Жертвы не только теряют деньги из-за украденных секретов, но и могут серьезно испортить репутацию. Ведь потеря важной информации свидетельствует ровно об одном: в компании ненадежная система безопасности. И полностью доверять такой организации в течение продолжительного промежутка времени не смогут ни клиенты, ни партнеры.
В прессе было разобрано много случаев промышленного шпионажа, вот несколько самых громких из них.
«Битва лезвий»
В 1997 году Стивен Девис занимал высокую должность в компании-субподрядчике всемирно известного бренда Gillette. Все шло хорошо, пока во время работы над проектом «Mach 3» Девиса не понизили в должности. Обидевшись на работодателя, он решил отомстить и разослал информацию о новых разработках всем конкурентам Gillette, даже не попросив денег взамен.
Утечка была обнаружена, и Стивен отправился в тюрьму на два года.
Hewlett-Packard в поисках инсайдера
«HP» столкнулись с регулярными утечками конфиденциальных данных в прессу, и, чтобы обнаружить инсайдера, решили начать следить за персоналом корпорации. Поскольку в тот момент на рынке не были представлены системы мониторинга персонала, руководство компании было вынуждено нанять специальных агентов и внедрить их в различные подразделения компании.
Война отелей
В 2010 две крупные сети отелей Hilton Worldwide и Starwood Resorts & Hotels встретились в суде. Причиной иска послужили действия руководства Hilton: решив захватить большую долю рынка, ТОП-менеджеры положили глаз на новую концепцию Starwood – лайфстайл-отели.
Поскольку начинать все с нуля хлопотно и дорого, наняли двух бывших руководителей из Starwood, которые пришли в Хилтон не с пустыми руками, а с целым пакетом наработок.
Для сети Хилтон суд закончился печально: 75 миллионов долларов штрафа наличными и запрет открывать отели концепции «лайфстайл» в течение 2х лет.
Практически все случаи корпоративного шпионажа, так или иначе, связаны с человеческим фактором — действиями инсайдеров. Это самый простой и дешевый способ добыть нужную информацию, позволяющую захватить новые доли рынка. Обида, гнев и жадность толкают еще вчера лояльных работников на предательство. Размер бизнеса для подобных авантюр не имеет значения, отличаются только масштабы.
Действенное и эффективное решение, позволяющее обезопасить ценную информацию от «внутренней угрозы» — постоянный мониторинг и контроль действий сотрудников. Только так работодатель сможет выявить слабое звено и своевременно принять меры.