Удаленная работа – беспроигрышный вариант как для работодателей, так и для сотрудников. Благодаря внедрению такого формата труда управленец может существенно повысить лояльность, вовлеченность, эффективность, снизить издержки, а также привлечь лучше подготовленных кандидатов и расширить кадровый резерв.
Однако сотрудничество с территориально распределенными командами сопряжено с некоторыми сложностями. Наиболее очевидная из них – компания практически полностью теряет контроль над действиями персонала и, как следствие, риски утечки данных значительно возрастают.
Не менее важны и моральные аспекты работы: чувство изолированности от коллег со временем может привести к снижению мотивации «удаленщика». Кроме того, нередки случаи, когда у бизнеса не получается наладить нормальные коммуникации внутри коллектива, вследствие чего значительно падает скорость принятия важных решений.
По мнению западных аналитиков, существует базис, на котором держится эффективная «удаленка» — регламент действий всех сторон процесса. Планирует ли бизнес организовать территориально распределенную структуру на постоянной основе, или новый формат – реакция на COVID-19, игнорирование этого правила может сыграть ключевую негативную роль в жизнедеятельности компании.
Одно из основных преимуществ удаленной работы — гибкость, но, как это ни парадоксально, без четких правил взаимодействия, эффективной работы не получится.
Структура, лежащая в организации удаленного труда, подразумевает регламентирование ряда процессов, начиная от распорядка дня, и заканчивая правилами коммуникаций и обмена информацией.
Сотрудники должны планировать свой день и нести ответственность за качество и скорость выполнения задач. При этом задача руководителя – помочь в организации рабочих процессов. Ожидания в отношении времени начала и конца трудового дня, длительности перерывов и отвлечений на нерабочие нужды – те правила игры, которые должны быть озвучены в самом начале.
Грамотный тайм-менеджмент – важный аспект любого успешного бизнеса, но именно в случае с удаленной работой необходимо уделить ему особое внимание. Без дополнительного контроля со стороны управленца, очень скоро рабочий день большинства «удаленщиков» превратится в бесконечное решение личных вопросов. И, на работу, в лучшем случае останется 30% оплаченного времени. Кроме того, нередки случаи, когда «надышавшись воздухом свободы» удаленный персонал рандомно пропадает со связи, тем самым ставя под удар решение приоритетных вопросов и задач.
Повышение степени контроля неминуемо ведет к необходимости внедрения ряда дополнительных технических инструментов. Ведь без систем мониторинга персонала и анализа рабочей активности узнать, чем же занят работник в данный момент времени и какие конфиденциальные данные уже покинули периметр безопасности организации – невозможно.
Усиление контроля – неотъемлемая часть удаленной работы, позволяющая защитить активы компании. Но, когда речь идет о лояльности, всегда есть место для «пряника», без которого не избежать быстрого выгорания персонала и увеличения текучки кадров.
У каждого человека, находящегося в режиме «home office» будет свой уникальный подход к удаленной работе. Особенно остро это чувствуется в период локдаунов, регулярно происходящих по всему миру. Дом – не офис, и большинству сотрудников приходится делить территорию с домочадцами. А значит независимо от желания работодателя, этот фактор также необходимо учитывать. Гибкость организации рабочего времени позволит работнику построить свой день таким образом, чтобы все стороны процесса чувствовали себя максимально комфортно. Принцип «win-win» в действии: босс знает, чем занят его подчиненный и в какое время он доступен для общения. При этом самому сотруднику не приходится разрываться между работой и отвлекающими от нее факторами.
Еще один важный момент, который часто приводит к негативным последствиям внедрения удаленной формы труда – исчезающая грань между работой и личной жизнью. В данной ситуации руководителю необходимо очертить границы дозволенного в течение трудового дня и проконтролировать, чтобы персонал не переходил их. С другой стороны, управленцу и самому не стоит забывать о красных линиях: если сотрудник трудится из дома, это не повод ставить задачи после окончания рабочего дня.
Строгие правила игры, которым придерживаются обе стороны процесса – основа эффективной удаленной работы. Персонал должен следовать четким и понятным алгоритмам, руководитель – контролировать это движение, при этом не выходя за ранее установленные рамки.