Фраза «эффективность бизнеса» уже порядком заезжена, однако для любого руководителя это далеко не пустой звук. Если компания начинает приносить убытки, рано или поздно ее придется закрыть. Кроме того бизнес всегда должен развиваться, эволюционировать — рынок и конкуренты ждать не будут, в темных водах всегда хватает хищников, готовых оторвать лакомый кусочек.
В какой-то момент движение компании вперед замедляется, а двигатели прогресса – руководители, начинают усиленно искать ответ на вопрос: почему динамика роста не такая, как ожидалось? Причина как всегда банальна — персонал. Именно человеческий фактор в 90% случаев мешает росту любой компании. Проблема не только в недобросовестных сотрудниках. Причиной может служить неверная организация труда, неработающие операционные и бизнес-процессы, отсутствие персональной ответственности, неправильное планирование. И так далее.
Обычно на этом этапе в целях спасения ситуации начинают вводиться всевозможные системы поощрений, бонусов, штрафов, KPI. Сотрудники относятся к нововведениям скептически, руководство высшего и среднего звена холит и лелеет новые методики работы, как святой Грааль. Но по прошествии времени оказывается, что в более чем 50% случаев новая система не дала абсолютно никаких результатов. И снова начинаются попытки найти виновного и наказать всех подряд.
Причина неудачи лежит на поверхности, и это опять человеческий фактор. Без дополнительного контроля невозможно создать по-настоящему сбалансированную систему KPI. Недобросовестный сотрудник всегда найдет лазейку, позволяющую продемонстрировать свою работу в выгодном свете. Ну а чем выше уровнем руководитель, тем сложнее ему вникнуть в процессы, выполняемые специалистом.
Можно призвать на помощь различных коучей, бизнес-тренеров и аналитиков. Они будут долго изучать процессы в компании и выдадут решение. Однако и тут сыграет свою роль человеческий фактор, каким бы проницательным не был аналитик со стороны, он увидит ровно то, что ему покажут. При чем, в спектакле примет участие весь персонал компании, включая генерального директора. Человеческую привязанность никто не отменял, и очень сложно поверить, что такой хороший парень, как Иванов или Петров уже полгода саботирует работу отдела продаж. Как говорил персонаж из одноименного телесериала доктор Хаус: «Все врут».
Для изучения ситуации действительно понадобится помощь стороннего наблюдателя, никак не связанного с коллективом. Однако, прежде всего, нужно исключить пресловутый человеческий фактор. Справиться с таким сложным заданием по силам современным программным комплексам, которые не подвержены влиянию и демонстрируют именно то, что происходит в компании, а не дают «красивую картинку».
Инженеры компании Стахановец давно занимаются разработкой функциональности, позволяющей провести комплексный мониторинг персонала и дать возможность руководителю оценить реальную картину производительности сотрудников. Появившийся в недавно вышедшей версии комплекса отчет «Категории/отклонения» полностью решает эту проблему.
Анализ эффективности
Благодаря новому отчету у руководителя в руках оказывается мощный инструмент, анализирующий модели поведения, как отдельных сотрудников, так и отделов целиком, и выявляющий определенные зависимости. Например, известно, что менеджер Сидоров совершает гораздо больше сделок, чем его коллега. Или отдел «А» показывает гораздо больший оборот, чем отдел «В». С помощью новой функциональности можно легко найти особенности в поведении и вычислить неуловимый «фактор успешности». Ведь далеко не всегда проблема в том, что персонал открыто пренебрегает своими обязанностями. Нередки случаи, когда люди просто не обращают внимания на ключевые моменты воронки продаж. Пресловутый Сидоров может быть успешен только лишь потому, что после отправки коммерческого предложения совершает звонок клиенту в течение 15 минут. При этом остальные менеджеры делают это в течение часа. А отдел «А» в месяц отправляет на 30% процентов писем больше, чем отдел «В».
Выявив «успешные» методы работы, и транслировав их на смежные подразделения можно легко повысить эффективность всей компании. Ведь положительные результаты — это не только трудолюбие отдельного работника. Это целый комплекс действий и тактик, применяемых на практике. Кто-то целенаправленно учится и разрабатывает свои методики выполнения обязанностей, кто-то действует по наитию. Задача руководителя, с которой поможет справиться Стахановец, выявить максимально действенные пути решения задач и внедрить их повсеместно.
Борьба с лентяями
Обратная сторона возможностей комплекса – поиск и анализ наиболее непродуктивных сотрудников и подразделений. Плохой результат — это тоже результат, который необходимо тщательно проанализировать. Иногда причиной является откровенная некомпетентность персонала или нежелание выполнять свои обязанности. В некоторых случаях причиной может стать недостаточная подготовка кадров, откровенный саботаж руководителя подразделения, занятого развитием собственного бизнеса или тайно работающего на конкурентов. Выявляя особенности поведения можно оперативно исправить ситуацию и не допустить риски в будущем. Ведь гораздо проще обучить персонал правильным моделям работы, убрав из коллектива недобросовестных сотрудников, чем ждать, пока ситуация выйдет из под контроля.
Защита данных
Последний, но не менее важный пункт – информационная защита предприятия. Общеизвестно, что модели поведения сотрудников, развивающих свой бизнес, тайно работающих на конкурентов или собирающихся увольняться резко отклоняются от нормы. Работник начинает активнее переписываться по почте или Skype, больше времени тратит на серфинг сети или пребывание на определенных ресурсах. Время, проведенное в программах, резко отклоняется, от предыдущего периода или от модели поведения других сотрудников отдела.
Новая функциональность программного комплекса Стахановец позволяет вовремя выявить инсайдера и принять соответствующие меры: не дать ценной информации покинуть стены компании и подготовить соответствующий кадровый резерв.