В предыдущем выпуске я рассказал вам о том, почему нужна дисциплина в офисе, сегодня же поговорим немного об исключениях. Итак, без лишних слов продолжаем разговор о необходимости наказания сотрудников за безделье, нецелевую офисную активность и возможных исключениях из этого правила.
Для начала исторический анекдот:
Однажды известный автопромышленник Генри Форд нанял консультанта, который должен был повысить эффективность его компании. Консультант много ходил, наблюдал, записывал. В самом конце среди прочих мер он предложил уволить одного сотрудника.
– Но почему?! – воскликнул Форд.
– Я много раз проходил мимо его кабинета, – ответил консультант, – он никогда ничего не делал и все время сидел, положив ноги на стол.
– Знаете, – ответил Форд, – в прошлом месяце он придумал одно усовершенствование нашего технологического процесса, которое сэкономило нам несколько миллионов долларов. И, помнится мне, в тот момент его ноги занимали аналогичное положение.
Да, глупо загонять в рамки дизайнера, писателя, вообще представителей всех креативных профессий. Результат их труда всегда виден – либо текст (картинка) есть, либо нет. А муза расписанию работы не подчиняется.
Но не менее глупо будет выглядеть менеджер по продажам, который возьмется утверждать, что у него не было вдохновения для звонков клиентам. В данном случае контроль деятельности подчиненных — первоочередная задача. Его необходимо брать под контроль и требовать качественной работы безотносительно к его настроению. А как быть с тем изобретателем из истории про Форда? Или с любым из ваших подчиненных, чья деятельность не укладывается в заданный алгоритм? Тот же менеджер по развитию бизнеса, он придумывает разные стратегии продвижения ваших продуктов, встречается с людьми, пишет нужные и не очень бумаги. Будет ли его деятельность результативна, зависит от большого числа факторов: насколько он опытен, знает конъюнктуру рынка, удачлив, в конце концов. Все это можно будет узнать только через некоторое время.
А вот то, насколько он старателен, работоспособен, посвящает рабочее время труду, а не удовольствиям, оценить можно с первых же дней.
Нужно ли к таким сотрудникам относиться более толерантно, чем к линейным менеджерам?
Безусловно да!
Но только в том случае, если они не злоупотребляют этим. Прочистить мозги, прочитав одну статью на новостном портале, можно, а вот сидеть там целый день – бесполезно для основной работы.
К тому же если эти менеджеры находятся на том же должностном уровне, что и остальные (кого тщательно контролируют), во избежание социальной напряженности коллективу следует объяснить, почему к разным работникам разное отношение.
И напоследок, вариант решения дисциплинарных проблем. Один мой знакомый директор небольшой торговой компании рассказал, что для тех сотрудников, которым уж очень претит строгая дисциплина, он ввел следующие условия: план повышается вдвое, при выполнении плана менее, чем на 50%, зарплата не выплачивается. Зато можно злоупотреблять опозданиями, уходить раньше, на работе заниматься чем хочется. Но если зарплата не выплачивалась три месяца, с таким сотрудником расстаются.
Вскоре после таких нововведений свободолюбивые бездельники были уволены, поскольку, работая мало, они и продавали мало. В коллективе были установлены твердые дисциплинарные рамки. Те же, кому они были тесны, разделили участь первых.
Считаете ли Вы такое решение применимым в своей компании?