Оценка производительности труда персонала – не новый тренд, однако именно COVID-19 простимулировал руководителей усилить контроль за выполнением задач и рабочим временем сотрудников. Причина, по которой управленцы стали обращать пристальное внимание на карту дня подчиненных, как несложно догадаться, массовый переход на удаленную работу. И внедрение систем мониторинга в такой ситуации – один из ключевых шагов.
Если оценить ситуацию ретроспективно, положительная динамика использования инструментов контроля персонала отслеживалась задолго до пандемии. Например, отчет Gartner за 2018 год продемонстрировал: из 239 крупных корпораций 50% отслеживали содержание электронной почты сотрудников и учетных записей в социальных сетях, а также то, с кем они встречались и как использовали свое рабочее время. Год спустя опрос руководителей высшего звена, проведенный Accenture, подтвердил гипотезу о положительной динамике интереса к системам мониторинга: уже 62% организаций стали использовать новые инструменты для сбора данных о персонале компании.
Главный камень преткновения при внедрении программных аналитических комплексов – мнение персонала. Однако в условиях массовой «удаленки», большинство руководителей полагает, что без систем контроля не обойтись. Оправданный страх перед коллапсом экономики побуждает собственников бизнеса контролировать персонал, чтобы убедиться, что задачи выполняются продуктивно и эффективно.
На западе триггером к внедрению систем наблюдения становится не только желание удержать высокий уровень производительности, но и забота о здоровье сотрудников. Ведь негативные последствия долговременной социальной изоляции проявляются в злоупотребление алкоголем, антидепрессантами и наркотическими препаратами.
Снизить риски негативной реакции персонала на внедрение систем контроля и, при этом, максимально использовать возможности новых инструментов помогут несколько простых советов.
Зоны контроля и правильная интерпретация информации
Неверная оценка собранных системой данных приводит как к излишнему контролю, так и к неправильным управленческим решениям. Например, нерабочие краткосрочные прогулки по интернету – еще не повод вызывать подчиненного на ковер. А простой мониторинг количества написанных или прочитанных электронных писем не является надежным показателем продуктивности.
Деятельность работника должна оцениваться в комплексе, по ряду параметров. Идеальное решение – внедрение системы, которая сможет оценивать не только время прихода и ухода сотрудника, но также интенсивность его работы в профильных приложениях на протяжении дня. Дополнить картину поможет сравнительная аналитика работы сотрудников и отделов целиком. Выявление лидеров, аутсайдеров и наиболее эффективных моделей выполнения задач – первый шаг на пути к созданию адекватной комплексной системы повышения продуктивности труда.
Прозрачность наблюдения и дополнительная мотивация
Открытое и честное общение – неотъемлемая составляющая проявления уважения. Расскажите работникам, что вы отслеживаете и почему. Предоставьте им доступ к результатам мониторинга. Это не только снизит негатив, но и даст возможность сотрудникам самостоятельно найти факторы, влияющие на эффективность их труда. Такой подход заметно повысит продуктивность работы, особенно, если руководитель подготовит систему поощрений и карьерного развития.
Например, Gartner обнаружила, что только 30% сотрудников не возражают против того, чтобы работодатель следил за электронной почтой. Но в том же исследовании, когда работодатель сообщил, что будет проводить мониторинг, и объяснил причины, уже более 50% работников ответили, что их это устраивает.
В первую очередь, мониторинг – инструмент, благодаря которому управленец может помочь подчиненным быть более продуктивными, а результатом внедрения инноваций должны стать отнюдь не штрафы, а бонусы, привязанные к объективным данным.
Еще один немаловажный аспект контроля, напрямую влияющий на текучку кадров – своевременное выявление выгоревшего персонала. Некоторые талантливые сотрудники могут быть чрезвычайно истощены, например, из-за отсутствия возможностей для учебы, карьерного роста или чрезмерной нагрузки. Своевременное обнаружение таких работников не только поможет бизнесу сохранить ценные кадры, но и поднимет моральный дух в коллективе.
Сотрудники — самый ценный актив: они обладают специальными знаниями и навыками, которые помогают бизнесу двигаться вперед. Тем более что компания, так или иначе, вкладывает деньги в обучение и развитие каждого индивидуума находящегося на какой-либо должности. А, значит, замена любого из команды – это дополнительный расход времени и финансовых ресурсов.
Поэтому, стремясь к повышению продуктивности, не стоит забывать об уважении. Мониторинг, в первую очередь, не кнут, а пряник, позволяющий персоналу компании развиваться как в финансовом, так и в карьерном плане.