stakh

Стахановец против фальсификаторов

В странах СНГ обсуждать в широком кругу тему подделок документов – моветон. Все знают, что они есть, но предпочитают обходить этот скользкий вопрос стороной. Конечно, скандалы, связанные с системными фальсификациями в отчетности госструктур и крупного бизнеса регулярно попадают в СМИ, однако ситуацию это в корне не меняет. Времена «дикого капитализма» оставили неизгладимый отпечаток на сознании бизнеса, и многие искренне полагают, что предоставление фальшивой отчетности исключительная прерогатива владельцев компаний, желающих скрыть часть своих доходов. При этом из зоны видимости полностью выпадает другая сторона медали: среднестатистический сотрудник или недобросовестный партнер может оказаться достаточно умным и хитрым, чтобы воспользоваться целенаправленно допущенными ошибками в документах в свою пользу.

По данным исследований, проведенных в США, в малом бизнесе порядка 20% персонала преднамеренно вносят неверные данные в отчетную документацию для получения дополнительных бонусов, премий или откатов. В крупных компаниях процент сотрудников, не брезгующих мошенничеством, до 2010 держался на уровне 14%, однако за последние несколько лет эта цифра выросла на 2-3%. В России подобные исследования пока не проводились, однако эксперты полагают, что количество персонала, фальсифицирующего документы, в разы выше.

Цели фальсификаторов

Список документов, в которые вносятся изменения для получения личной выгоды огромен, но можно выделить несколько наиболее уязвимых зон, облюбованных фальсификаторами.

Если в компании принято компенсировать различные расходы, некоторые сотрудники с удовольствием их завысят, произвольно расставив измененные цифры в отчетном документе. Особенно часто такая практика распространена в компаниях, которые не требуют чеков или не имеют возможности проверить все операционные траты, по причине их большого количества. Например, в США подобные фальсификации за год наносят компаниям урон, примерно оцениваемый в 14-16 тысяч долларов.

Не менее распространены подделки отчетов эффективности персонала. В случае, если зарплата сотрудника напрямую завязана на достижение определенных KPI, рано или поздно руководитель получит «слегка» завышенные данные. И, чем больше разнообразных показателей эффективности учитывается, тем выше шанс фальсификаций некоторых из них.
Однако подобные происки меркнут перед изворотливостью недобросовестных ТОП-менеджеров компаний. Вольнонаемный сотрудник, не имеющий доли в бизнесе, при этом занимающий руководящий пост способен оперировать цифрами совсем другого масштаба. Нередки случаи, когда, например, финансовый или коммерческий директор предоставлял собственнику фирмы документацию, свидетельствующую об убыточности предприятия, утаивая реальные прибыли и используя их на развитие собственного бизнеса. Возможна и полностью противоположная стратегия: реальные прибыли организации завышаются, чтобы скрыть собственные просчеты и недееспособность в качестве руководителя. Собственник искренне верит в светлый путь своей фирмы, повышает зарплату отличившемуся управленцу, который тихо и незаметно выводит средства из тонущей организации и обдумывает план быстрого побега в неизвестном направлении.

Угроза извне

Не только внутренняя угроза страшна бизнесу. На сегодняшний день существует обычная практика привлечения сторонних подрядчиков для выполнения специфических задач. На аутсорс могут отдавать стратегические исследования, анализ рынка, конкурентов новых направлений развития, финансовую аналитику, проведение рекламных кампаний, исследование внутренней эффективности бизнеса. Такая практика приносит ощутимые плоды, позволяя существенно уменьшить штат компании и не раздувать статью расходов. Но только до того момента, пока бизнес не познакомится с недобросовестным подрядчиком. Степень «добросовестности» обычно определяется «на глаз», в лучшем случае по отзывам знакомых, в худшем – по отзывам в интернете. Причем полностью доверять и тому и другому явно не стоит.

В таком тандеме цель привлеченной к выполнению работ компании – продать как можно больше своих услуг на максимально длительный промежуток времени. И, если опыта и профессионализма не хватает, удержать клиента можно только одним способом, сгущая краски и рисуя картину неминуемого апокалипсиса и краха всего и вся.

Обмануть доверчивого нанимателя гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Достаточно лишь немного изменить цифры в отчетности, и преуспевающая компания мановением руки превращается в мамонта, двигающегося прямой дорогой к вымиранию. Либо бесперспективная ниша, в которой хотел попробовать себя бизнес, вдруг, начинает играть всеми красками копей царя Соломона. Ну а по заданию конкурентов, успевших «проплатить» исследование, компания может совершить диаметрально противоположный шаг и не выйти на перспективный рынок.

Фальсификаторов найдет Стахановец

Ручное изменение числовых данных не остается незамеченным. Придуманные числа достаточно легко выявить с помощью определенных алгоритмов и такая практика уже давно получила широкое распространение в США на государственном уровне, при проверке налоговых деклараций. Любое человеческое вмешательство оставляет неизгладимый след на потоке цифр: особенности человеческой психики таковы, что мы отдаем предпочтение определенной комбинации знаков, считая ее нормальной. Соответственно, при вмешательстве в объективные данные, фальсификатор будет действовать по определенным моделям, и хаотичный ввод цифр превращается в математическую модель.

Теперь функциональность, позволяющая выявлять недобросовестных сотрудников и фальсификаторов извне, внедрена и в программный комплекс Стахановец. Технология анализирует объем данных и выявляет несоответствие в распределении чисел.

Благодаря выявлению неожиданного поведения и аномалий чисел, в руках бизнеса оказывается мощный инструмент, позволяющий сократить расходы, проводить тщательное и взвешенное стратегическое планирование, и, конечно, выявлять недобросовестных сотрудников и подрядчиков.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Поделитесь своими комментариями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>