«Кого хочу, не знаю, кого знаю – не хочу»
Каждый, конечно же, должен заниматься своим делом, спору нет. И, безусловно, суждение о предмете обязан выносить тот, кто лучше в нем разбирается.
Именно поэтому все программное обеспечение, которое может закупить компания, отдается на откуп в ИТ-отдел. И это правильно – они компьютерщики, им с программами и разбираться.
С формальной точки зрения все вроде бы правильно, но давайте подумаем, что такое программа.
Программа – это не набор кода, не DVD-диск в конверте, не информация в сети, а тот функционал, который она принесет лично вам или вашей компании (не стоит же диск в конвертике нескольких десятков тысяч долларов).
Поэтому и тестировать программу должен тот, кто будет ее использовать. Не сидеть за монитором и нажимать клавиши, а тот, кто будет пользоваться результатами ее работы.
Чтобы разговор не был абстрактным, рассмотрим все на примере. В качестве примера возьмем мой любимый Стахановец – программный комплекс для мониторинга и контроля деятельности сотрудников, а также повышения эффективности и безопасности работы.
Что происходит обычно? Директор компании, начальник отдела, руководитель службы безопасности узнает о продукте, получает первичное понимание того, как этот продукт сможет ему помочь, и подключает ИТ-специалиста. Поручает ему протестировать программу и предоставить отчет.
А вот теперь поставьте себя на место ИТ-специалиста. Во-первых, ему предлагается потратить уйму времени на установку, настройку и тестирование продукта, в котором он совершенно не заинтересован. То есть ему надо сдвинуть часть своей непосредственной работы непонятно ради чего. Больше того, если Стахановец в этой организации будет закуплен и внедрен, руководитель получит дополнительный контроль над самим ИТ-специалистом. А ему это надо?
В большинстве случаев интересы руководства и айтишника различны. Директор хочет, чтобы компания приносила больше прибыли и требовала меньше затрат. Айтишнику нужно, чтобы вверенное ему хозяйство работало без перебоев, не требуя его вмешательства. В данном контексте установка дополнительной программы для него вредна.
Что происходит дальше? ИТ-специалист ставит задаче тестирования самый маленький приоритет в надежде, что она отпадет сама. Устаревают временные ключи для программ, их запрашивают заново, а процесс не двигается. «Да вы посудите сами, – говорит айтишник, – у меня бэкап не настроен, какое тут тестирование!»
Потом тестировать все-таки приходится. Айтишник устанавливает программу, прогоняет несколько формальных тестов и предоставляет руководству устный или письменный отчет о том… почему эта программа для них не подходит:
- тратится много ресурсов (он их измерял);
- не интуитивна (особенно весело, когда айтишники так говорят о программах для бухгалтеров);
- может быть реализована другими средствами (читай – самими айтишниками за прибавку к зарплате).
В результате руководитель остается без нужного ему функционала, а ИТ-специалист без лишней работы.
Если вы специалист ИТ-отдела, то только что вы прочитали руководство, как увеличить объем свободного времени на работе.
А если вы руководитель, то в следующем выпуске я расскажу, как правильно тестировать программы для бизнеса.