ГлавнаяБлогDLP, защита информацииЧто воруют сотрудники? Часть 2

Что воруют сотрудники? Часть 2

Кража бумаги, канцелярских товаров или периферийных устройств, по сути, является самым банальным примером воровства. Однако стоит поговорить и о «высших материях»: случаи, когда клиентов уводят прямо из-под носа руководителя, происходят чуть ли не каждый день. А финансовый урон от таких краж может быть просто огромен. Клиента украсть легко? Пока большие компании всерьез задумываются о защите […]

Что воруют сотрудники? Часть 2

Кража бумаги, канцелярских товаров или периферийных устройств, по сути, является самым банальным примером воровства. Однако стоит поговорить и о «высших материях»: случаи, когда клиентов уводят прямо из-под носа руководителя, происходят чуть ли не каждый день. А финансовый урон от таких краж может быть просто огромен.

Клиента украсть легко?

Пока большие компании всерьез задумываются о защите конфиденциальной информации, противодействии утечкам данных, борются с инсайдерами и конкурентами, малый и средний бизнес изо всех сил пытается сберечь самое дорогое, что у них есть – клиентов. Которых регулярно воруют. Причем делают это свои, сотрудники компании.
Думаете, если в вашей организации работает 3 человека, вам ничего не грозит?

Кейс

В туристическом агентстве, состоящем из трех человек, одним з которых был основатель фирмы, резко начало снижаться количество проданных туров. Вначале грешили на сезонность. Потом – на возросшую конкуренцию. Затем – на неудачное стечение обстоятельств. Когда грешить было уже не на что, а прибыль свалилась на уровень «ниже плинтуса», установили Стахановец.

В первый же месяц все стало на свои места. Как оказалось, бойфренд одной из двух работниц, решил создать свой маленький теплый бизнес, который был по чистой случайности туристическим. А чтобы не тратить деньги на офис и менеджеров, подослал свою подругу в небольшую компанию с единственной целью – привести ему клиентов.
Хитрая девочка действовала по схеме, простой как две копейки: как только в агентство попадала заявка на подбор тура, она тут же пересылала ее своему парню. Клиент же получал письмо с просьбой подождать пару дней, пока менеджер не соизволит подобрать варианты. В итоге, конкурент-бойфренд мало того, что подбирал путевку быстрее, но и давал большую скидку, чем многострадальное турагентство.

В деле воровства клиентов встречаются даже случаи семейного подряда. В компании «Y», работающей в сфере IT, с количеством персонала более 100 человек, для предотвращения утечки информации ввели разграничение уровней доступа. Проще говоря, даже менеджеры не всегда владели полной информацией о клиентах, с которыми работали.
Чтобы составить полную картину о предоставляемых услугах, получить контакты заказчиков, и знать условия работы с ними, нужно было быть или руководителем, или одновременно получить доступ к базам данных отдела контроля качества и отдела продаж. Поскольку внедриться на руководящую должность без соответствующего опыта работы крайне сложно, члены одной семьи, отец и дочь, устроились на работу в разные отделы – контроля качества и продаж.

Выявить кражу клиентов получилось случайно. О действиях семьи воров никто даже не подозревал. После внедрения Стахановца, уже на этапе тестирования, руководитель обнаружил странные перемещения информации. Детально изучив переписку в почте, скайпе и проанализировав отправленные файлы, удалось раскрыть преступную схему действия.

Приблизительный ежемесячный ущерб компании составил от 5 до 15 тысяч долларов. Действия злоумышленников оставались незамеченными примерно в течение полугода.

Однако самое страшное – упущенная выгода, ведь на высококонкурентном рынке борьба за каждого клиента идет очень серьезная.

Сколько стоит время?

Воровать можно и нечто более эфемерное, чем канцтовары, офисную технику или клиентов, например – время.
Каждый час, потраченный сотрудниками на пасьянс «Косынка», чаты в социальных сетях, онлайн шоппинг и другие развлечения оплачивается работодателем из своего кармана. Мы не будем приводить кейсы, в которых сотрудники вместо работы занимались разной ерундой, хотя бы потому что их тысячи, и все они похожи как братья-близнецы. Достаточно привести небольшую статистику: в организациях с серьезным подходом к организации труда, каждый работник в среднем тратит от 20 до 40% на нерабочие нужды. В компаниях, где анархии чуть больше, этот показатель колеблется на уровне 60-90%. И размер, в данном случае, не имеет ровным счетом никакого значения: стоять над душой даже 3х сотрудников в течение рабочего дня контрпродуктивно и мало реально. А что делает сотрудник, оставшись без контроля – непонятно.

Кражи в компаниях были, есть и будут, ведь, как утверждают социология и психология, около 80% человек склонны к воровству. Их не побороть увеличением зарплат, потому что очень часто крадет именно персонал, получающий материальную компенсацию за труд гораздо выше средней по рынку.

Принцип воришек замечательно сформулировал американский писатель Глен Кук: «Украсть можно все, что плохо лежит. А плохо лежит то, что не прибито гвоздями».
Поэтому единственный эффективный способ борьбы с воровством в современном цифровом мире — сделать кражу невозможной или усложнить процесс настолько, чтобы он перестал быть выгодным. И без электронных комплексов контроля персонала с этой задачей не справиться.



Тоже интересно
Смотреть всё
Changelog для «‎Стахановец 10»: представляем минорное обновление v10.12
В «‎‎Стахановец 10.12» мы расширили DLP-возможности системы мониторинга, добавив анализ папок Outlook и маркировку...
18 марта 2024
Дайджест февраля
Рассказываем про главные мероприятия февраля в сфере информационной безопасности: легендарную «Магнитку-2024»,...
04 марта 2024
Employee Monitoring, или мониторинг сотрудников: что это такое и для чего предназначен
Если в пандемию такие решения руководители использовали для контроля удаленной команды, то теперь их активно применяют...
22 февраля 2024